slider-2024-1

Характеристика компонентов предметно-развивающей среды в МДОБУ детский сад № 11 города Лабинска

   В детском саду создана богатая предметно-развивающая среда для организации эффективного воспитательно-образовательного процесса.
   Создавая ее, воспитатели учитывают, прежде всего, требования инструкции по охране жизни и здоровья детей (на входных дверях имеется замок, звонок;)
мебель и оборудование на участках закреплены, нет опасных предметов на уровне глаз детей, соблюдается температурный и воздушный режим в групповых помещениях, обеспечивается питьевой режим и т.д.), а также возрастные физиологические и психические особенности детей, в том числе повышенную двигательную активность и растущую познавательную деятельность.
   Здоровьесберегающая и развивающая направленность предметной среды обеспечивает эмоциональное благополучие и сохранение физического здоровья детей, максимальное развитие его творческого потенциала, физических и интеллектуальных возможностей.
   Предметная среда каждой возрастной группы носит специфические черты, отражающие общие и индивидуальные потребности детей.

   В младший группе среда яркая, красочная, привлекающая внимание детей и вызывающая положительные эмоции у детей. Весь дидактический и игровой материал находится в доступных для детей местах, соблюдается зонирование.
В группе имеется всевозможный игровой и дидактический материал:
• для сенсорного развития (пирамидки, предметы-вкладыши, доски с плоскими геометрическими вкладышами, объемные контейнеры, с отверстиями различной формы и вкладыши, плоские геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник; объемные геометрические формы: шар, призма, куб, кирпич; оборудование для игр с водой и песком);
• для развития мелкой моторики (шнуровки, пристежки, мозаика, бусинки, пуговицы, пластиковые бутылки с закручивающимися крышками, мелкие камни, ракушки для сортировки, ленты, банты для завязывания;
• в уголке изобразительной деятельности для развития основ изобразительной деятельности (гуашь, кисти, карандаши, фломастеры, мелки, листы бумаги, рулоны обоев, обводки, трафареты, штампы, дорисовки, пластилин;
• для конструктивной деятельности (настольный и напольный конструкторы, легкий модульный материал: различные по конфигурации и размеру блоки;
• для ролевых игр и предметных действий (куклы с набором одежды, кровать с набором постельного белья, коляски для катания кукол, наборы кукольной посуды и детской мебели, гладильная доска, утюг, машины, наборы игрушечных строительных инструментов, телефон и др.
• в книжном уголке книжки-раскладушки, сказки, потешки;
• для музыкального развития и театрализованной деятельности (музыкальные инструменты: бубны, дудочки, колокольчики, металлофон; музыкальные игрушки-забавы; атрибуты для музыкально-ритмических движений: платочки, султанчики, цветные ленты, веночки; ширма настольная, фланелеграф, шапочки-маски сказочных персонажей, перчаточные куклы, плоскостные фигурки животных, людей для фланелеграфа, настольный, пальчиковый и другие театры);
• в уголке ряженья (зеркало, сундучок для нарядов; сарафаны, юбки, бусы, косынки, банты, рубашки, фуражки и т.д.;
• в уголке природы (комнатные растения: фикус, фиалка, герань; аквариум с рыбками; фигурки животных, приближенных по внешнему виду к реальным; иллюстрации, муляжи овощей и фруктов);
• для формирования представлений ребенка о себе и окружающих (фотографии детей, людей разного возраста, пола, с выражением разных эмоциональных состояний: грустные, веселые и др.).
Воспитатели расставляют в ней мебель и оформляют уголки таким образом, чтобы обеспечить достаточный простор для всех видов игр, труда и занятий детей: от подвижных до требующих сосредоточенности и тишины.

   В средней  группе воспитатели организуют предметную среду, ориентируясь на те же принципы, но материалы в каждом уголке меняются в соответствии с программой.
   Так, в уголок природы в средней группе добавляются комнатные растения, а также растения, характерные для различных времен года, краеведческие материалы: фотографии, картины, фильмы о природе родного края, а также гербарии растений. Тут же находится природный материал. Вносятся объекты для экспериментирования: миски с водой и песком, металлические и неметаллические предметы, магнит, лупа. Все материалы располагаются так, чтобы дети могли самостоятельно проводить с ними простейшие опыты, делая выводы об их свойствах.
Для сюжетно-ролевых игр воспитатели оформляют атрибуты различных профессий (сумка доктора, одежда повара, милиционера, зеркало, расческа парикмахера и т.д.).

   В старших группах для самостоятельной деятельности вносятся дидактические игры с математическим содержанием типа лото, домино, настольные игры, разнообразные геометрические мозаики, игры типа «Танграм», геометрические головоломки. В подготовительной к школе группе имеются часы «Времена года и месяцы», картинки-схемы звукового состава слов.
   В старших группах уголок живой природы обогащается:
- добавляются комнатные растения, на которых воспитатели демонстрируют видоизменения частей растения (кактусы, кринум, комнатный виноград, вьющийся плющ и др.);
- наборы картинок по разным климатическим зонам («Пустыня», «Арктика» и др.), по экосистемам («Лес», «Поле» и др.)
   К строительным материалам, использовавшимся в средней группе, добавляется другой вспомогательный материал (рисунки отдельных частей построек, например колонн, башен, схемы конструкций, трафареты); металлический конструктор с изображением поделок, разные пластмассовые строители, в частности «Лего».
К изобразительным материалам добавляется пастель, глина, кисточки меньшего размера; дополнительный материал: бусинки, цветные лоскутки, листья, желуди, золотая и серебряная фольга, обрезки цветной бумаги для изготовления коллажей, элементов костюмов и т.д.
   В подготовительной к школе группе театр в основном обустраивается самими детьми. Они изготавливают маски, разные атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, декорации. Воспитатели обсуждают с детьми, что оставить, что убрать, что добавить к уже имеющимся материалам, каких героев можно сделать, из чего и как следует построить декорации.
   Для развития логического мышления воспитатели предлагают детям шашки, шахматы, головоломки.
В книжных уголках имеются книги познавательного характера, ориентирующие детей на изучение окружающего мира, дающие им возможность приобрести новые знания. Книги – яркие, красочные. Дети очень любят их рассматривать, а многие дети подготовительной к школе группы самостоятельно читают.
В старших группах созданы условия в группах для экспериментирования с различными материалами: водой, глиной, весами, компасом, увеличительными приборами, медицинскими материалами (пипетки, колбы, пробирки, мерные ложки), используются прочие материалы: зеркала, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, металлические шарики и т.д.
   Развивающая среда создана не только в групповых помещениях, но и в раздевальных комнатах, в музыкальном зале, в изостудии, на территории детского сада.
В соответствии с требованиями оснащены кабинет учителя-логопеда и комната психологической разгрузки.

   Территорию МДОБУ отличает неповторимый образ уютного дворика, украшенным малыми скульптурными формами; имеются  зеленые насаждения, цветники, украшением дизайна является альпийская горка.

   На территории оборудована спортивная площадка, на которой установлен спортивно-игровой комплекс, имеются яма для прыжков, беговая дорожка, стойки для спортивных игр, дорожка здоровья. ворота для игры в футбол, летние зонтики, домики,  песочницы, плескательные бассейны, экологическая тропа, поляна встреч. Для каждой группы имеется веранда, на которой дети в летний период проводят все время, кроме сна.
   Педагоги ДОУ стремятся, чтобы предметно-пространственная среда была насыщенной, разнообразной, постоянно меняющейся, эмоционально привлекательной.

 Большое внимание в детском саду уделяется организации питания детей. Питание осуществляется согласно 10-дневного меню, на каждое блюдо имеется технологическая карта. Контроль за организацией питания осуществляет старшая медицинская сестра Власова А.С. Натуральные нормы продуктов выполняются на 100%. Совет по питанию следит за тем, чтобы питание было сбалансированным и полноценным, правильно распределялась калорийность. Дети едят с аппетитом, потому что пища приготовлена вкусно. Воспитатели уделяют большое внимание воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков во время приема пищи, а также обучению детей правилам этикета за столом.